Schadlich und Schelmisch Schreik (schreik) wrote in fantasy_proda,
Schadlich und Schelmisch Schreik
schreik
fantasy_proda

Category:

Неформат

НЕМНОГО О МЭРИ-СЬЮ. ЧАСТЬ I.


Я не умею мечтать безответно, но что мне сказать?
Пусть наступает загадочный вечер, я это смогу доказать:
Я стану прекрасной принцессой мечты,
Как в далёком сне.
И ветер, срывая ночные цветы,
Всё подарит мне.
«Фея» – «Принцесса мечты»


В студии - Алексей Луношип.

Приветствую уважаемых перловкоманов. Сегодня мы поговорим о Мэри-Сью. На сайте tvtropes.org можно найти подробный разбор этого феномена, поэтому те, кто дружат с английским, могут пройти прямиком по ссылке:
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MarySue - и прочитать все материалы в оригинале. Там их столько, что замучаешься переводить. Да и не переводчик я. Поэтому моя статья – не перевод, а краткий пересказ-выжимка материалов штампосборника.
Выжимка, разбавленная моими комментариями (выделены курсивом).
Итак, начали!

Представьте такую ситуацию: заходите вы на любимый фанфик-сайт, где одним прекрасным утром решаете почитать очередную историю о Гарри Поттере.
Новая студентка поступает в магическую школу… стоп, неужели она смогла остановить безобразия Малфоя одной коротенькой репликой? Что-то тут не то.
Эй! А я-то думал, что у Гарри уже есть девушка.
Как?! Прихвостни Волдеморта дружно переквалифицировались в мракоборцев и вступили в Орден Феникса после того, как юная магичка разок переговорила с их повелителем? Да что ж это за персонаж за такой, и какого рожна весь мир простилается под неё?!
Поздравляем. Вы только что познакомились со знаменитой Мэри-Сью. Её мужская версия известна также как Марти-Стью.

Этот вариант МС по крайней мере оригинален. СИшные МС не стали бы никого перевоспитывать, а просто замочили бы бедного наивного Малфоя сотоварищи прямо в хогвартском сортире, не забыв потом утопить безжизненные тушки.

Разбор признаков Мэри-Сью оставим на потом, а пока рассмотрим общую механику этих персонажей.
Такой персонаж – настоящая чёрная дыра. Она настолько сильно притягивает внимание читателя, что все остальные герои кажутся картонными. Возникает иллюзия, будто и нужны-то они лишь затем, чтоб МС сияла на их фоне. Рядом с ней все персонажи ведут себя неестественно. И даже сцены без участия МС кажутся сделанными только для того, чтоб герои могли спокойно обменяться своими восторгами по поводу главной героини. Враги отказываются противостоять Мэри-Сью, а немногочисленные жалкие попытки сопротивления преодолеваются с лёгкостью. Которая, по замыслу авторов, должна подчёркивать неэпическую крутость героини, а подчёркивает лишь эпическую слюнявость злодеев.
Под тяжестью Мэри-Сью искажается сама ткань реальности: даже законы мироздания прогибаются под героиню. Так, если есть лишь один шанс на миллион осуществить задуманное – можно даже не сомневаться, что МС его вытянет, причём с первой же попытки. Если всё предвещает провал, а шансов на спасение нет вовсе, это тоже не проблема: просто в конце появится «бог из машины» (на перлодроме его называют роялем из кустов). Да, для такой героини нет ничего невозможного. Пробиться из грязи в князи, развоплотить иномирового демона, установить мир во всём мире – всё это не проблема для истинной МС. Такие вещи она делает на раз-два.
Как же так получается? Дело в том, что на стороне Мэри-Сью мощь бога. Разумеется, не того бога, который, возможно, фигурирует в данном произведении. Нет, ей помогает сам автор – истинное всемогущее божество, способное сотворить со своим придуманным миром всё что угодно. Именно он даёт ей картонный мир и картонных противников. Если же и это не помогает, происходят «откаты». Злодеи тупеют ещё сильнее, удача растёт уже экспоненциально, а количество роялей в кустах становится не меньше количества успехов МС. События выстраиваются так, что провалить дело невозможно в принципе, даже если очень стараться. Всё это должно подчеркнуть избранность героини. И даже подчёркивает… то, что она ничегошеньки не может добиться сама, без роялей.
У Мэри-Сью бесчисленное множество форм и обличий. Чаще всего мэрисьюшки - это плоские, штампованные персонажи. Но немало и вполне прописанных, которые всё равно выглядят блекло из-за штампованных сюжетных ходов и штампованного окружения. Подавляющее большинство МС – идеализированные авторские аватары, позволяющие хотя бы на бумаге воплотить все мечты автора (обычно авторы - четырнадцатилетние девчонки).
На СИ средний возраст авторов иронической фэнтези лет эдак на десять-двадцать побольше. То ли они в действо впали, то ли так из него и не вышли.
Не все понимают, что персонажу не обязательно быть идеальным. Более того, ему не нужно постоянно претендовать на всеобщую любовь.

Увы, многих авторов прямо-таки тянет надавать своему персонажу все мыслимые и немыслимые способности, перекачать его тоннами обаяния, наделить необычным поведением. Понятно, что после этого все остальные герои обречены стать плоскими тенями на фоне ослепительного сияния МС.
В итоге же всем, кроме самого автора, Мэри-Сью кажется непрописанным персонажем. Люди не могут симпатизировать герою, в которого не верят – особенно, когда из текста с лёгкостью вычленяются авторские мечты и фантазии. Читать такие произведения – всё равно что смотреть семейное видео или семейные фотографии. Вообще, составление психологического портрета автора по его тексту – занятие познавательное, но на любителя.
Правда, стоит отметить, что Мэри-Сью (как и прочие штампы) при грамотном использовании могут и не вызывать отторжения. Но об этом позже.

Мэри-Сью универсальны. Они могут встретиться в произведениях любого жанра, но наиболее заметны в фантастической литературе (иномировые законы позволяют с лёгкостью нагрести кучу сверхспособностей и выдумать совершенно дикую предысторию). И, конечно, МС частенько обитают на страницах фанфиков, поскольку тут автору даже мир придумывать не нужно, всё уже сделано за него.

Феномен МС возник едва ли не раньше художественной литературы. Он существовал задолго до возникновения фанфикшена. Например, герои многих мифов проявляют явные черты Мэри-Сью. Сам же термин «Мэри-Сью» появился только в 1973 году. Так звали главную героиню «Путёвой истории» (Trekkie’s Tale). В этом коротеньком рассказе-пародии высмеивались многочисленные аватарные фики по вселенной Star Trek. Пародия попала в точку, и имя Мэри Сью стало нарицательным.
Хоть рассказ и короткий, перевести его я не берусь: для этого нужно иметь хотя бы смутное представление о вселенной Star Trek, а я о ней лишь слышал краем уха. Стоит однако отметить, что хоть оригинальная Mary Sue была неэпически крута, она ни над кем не издевалась, не ехидничала, всем помогала, а в конце (внимание, авторы!) погибла. Да-да, она пожертвовала собой, чтобы спасти экипаж. И пусть ей все восхищались, а день её рождения и вовсе считался национальным праздником, но в конце Mary Sue, повторюсь, погибает. На фоне современных эгоистичных МС такой персонаж кажется даже вполне живым.

МС или не МС – вот в чём вопрос. Вокруг каждого популярного произведения с явно необычным главным героем разворачиваются горячие дебаты. Критики ищут признаки мэрисьюшности, автор же всё отрицает. Иногда обвинения действительно оказываются необоснованными, когда МС объявляются все мало-мальски оригинальные персонажи, вне зависимости от их статуса, роли в истории и прописанности. Особенно часто так происходит, если автор уже успел засветиться как создатель мэрисьюшек, или же просто поссорился с критиком.

Теперь поговорим о классификации Мэри-Сью. Существует множество таких классификаторов, мы же разделим МС на подтипы по их роли в истории:

Чистая Сью - Любите меня!
Сью в «режиме бога» - Мощь зашкаливает! (твоя сила равна божьей. Спи.)
Цундере Сью - За кого ты меня принимаешь, сексист?!
Джеркас Стью - Настоящий мужчина никогда не извиняется.
Возлюбленная Сью - Он – мой парень!
Несчастная Сью - Посочувствуйте мне.
Анти-Сью - Я – бесполезное ничтожество. За что только меня любят?
Сью-злыдня - А теперь, мои прекрасные рабы, я вас всех отымею! Ха-ха-ха!
Фиксер-Сью - Всё было совсем не так!
Пародийная Сью - Как это вам удалось устоять перед моей фигурой и обаянием?

Рассматривать виды МС будем не по порядку, а по их распространённости на СИ. Поэтому первой под микроскоп попадает…

ЦУНДЕРЕ СЬЮ


Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А.С. Пушкин


Да, не у всех Мэри-Сью характер ангельский. Подумайте: если бы вы были идеальным существом, неужели б вас не раздражали все эти жалкие ничтожные смертные? Вами все восхищаются, в вас все влюбляются. Достали! Ох, как же достали! А ещё эти тупицы не всегда понимают, что ИМЕННО ВЫ единственная, кто может надрать всем задницы. И ТОЛЬКО вы сможете всех спасти. Что? Люди хотят, чтобы вы следовали каким-то там нормам и правилам? Наивные идиоты. Сейчас вы им всем покажете! Гр-р-р! А ну прочь с дороги!
Мэри-Сью, склонные к агрессии и неадеквату – это и есть Цундере Сью. Сам термин пришёл из японского языка, ибо героини такого типа первоначально «засветились» в аниме. Каким образом Цундере Сью проникли в современную русскую фэнтези, доподлинно неизвестно. По-моему, аниме у нас не смотрят.
schreik: смотрят-смотрят, и еще как. Пародийные "Рубаки" были поняты совершенно превратно.


У классической Цундере есть два основных состояния: цинично-агрессивное (цун-цун) и наивно-романтическое (дере-дере). Промежуточные состояния отсутствуют или слабо выражены. Переключения между двумя «режимами» происходят резко, как по щелчку тумблера. Причины, по которым настроение Цундере так скачет, могут быть самыми разнообразными. Но чаще всего их можно описать фразой «и хочется, и колется» - то есть это конфликт между её чувствами и её же убеждениями.

Можно выделить два основных подтипа Цундере:
Подтип А (тип цун-цун). Такой персонаж почти всё время пребывает в отвратительно-агрессивной ипостаси. Романтическое настроение пробуждается исключительно редко, и относится только к возлюбленному или к семье (если у героини хорошие отношения с родственниками). Такая героиня получается, когда автор хочет создать «настоящую воительницу», способную открутить яйца любому бычаре. Автор пытается создать женщину, для которой борьба – цель и смысл жизни. Другие герои уважают её, боятся, восхищаются. Но, как правило, не любят. А вот на СИ это правило не выполняется. Там всякие дроу или вампиры-мазохисты как раз западают на Цундере Сью. Естественности и правдоподобности произведению это не добавляет.
Цундере этого подтипа яростно отрицают всё, связанное с женственностью. Так, они приходят в ярость при одном упоминании о любой «типично женской работе» (стирка, готовка), часто ненавидят женскую одежду вроде длинных юбок. Когда же, будучи в хорошем настроении, пытаются изображать из себя женщин, у них ничего не получается. Обычно в подобных случаях им требуется помощник традиционного типа (подружка, служанка, сестрёнка), а сами такие ситуации служат источником плоского юмора.
Думаю, мусолить этот подтип и дальше не стоит – вы все его хорошо знаете. Да, вот такие-то вот дамочки сейчас оккупировали СИ. К счастью, есть ещё и…

Подтип В (тип дере-дере). Для этих персонажей основным является наивно-романтическое настроение. На первый взгляд дере-дере кажется наивной простушкой - доброй, нежной и отзывчивой. Она не хамит, не ругается, готова пожертвовать собой, у неё куча друзей и подруг, она часто дружит с животными, великолепно готовит и вообще напоминает классическую «чистую Сью». Однако где-то в глубине души дере-дере ждёт своего часа тёмная сторона её натуры. И достаточно лишь её разбудить, чтобы наивный ангелочек превратился в разъярённую безжалостную фурию. Чаще всего переходу в агрессивную форму способствует ревность. Дере-дере очень ревнивы. Если им вдруг покажется, что их возлюбленный уделяет слишком много внимания кому-то ещё, жди беды. Такая сьюшка способна жестоко отомстить не только парню, но и той девушке, на которую он отвлёкся. Причём повод для ужаснейшей мести может быть самым пустяковым, а то и вовсе надуманным. Когда до парня дойдёт, что из себя представляет дере-дере, он может её бросить, что ещё больше усугубит ситуацию.
Другим поводом для срыва дере-дере могут служить чрезмерно активные мужские ухаживания. Такая Мэри-Сью не ревнива, но зато боится парней. Над ней частенько подшучивают, видя, как она стесняется самых простых вещей и краснеет уже при виде красивого парня. Но если кто-то своей назойливостью зажмёт её в угол, робкая девушка неожиданно превратится в жуткого монстра – вредного, ехидного, циничного и абсолютно безжалостного. В таком состоянии она способна превратить в ад жизнь не только наглого ухажёра, но и всех, кто в недобрый час подвернётся ей под руку. Причём, когда вспышка холодной ярости отступит, она сама будет ужасаться собственным поступкам. И будет страдать, будет долго рассыпаться в извинениях перед теми, кому нагрубила и кого унизила.
Наконец, есть такие дере-дере, которые просто не знают, как вести себя с любимым. Наедине с Ним она ведёт себя как классическая стерва. Слова доброго ему не скажет. Зато со всеми остальными – сущий ангел. И бедный парень будет с удивлением выслушивать поздравления – мол, как же тебе повезло, это ж клад, а не девушка. И будет долго удивляться: «мы говорим об одном и том же человеке?» Этот вариант может порождать кучу забавных недоразумений.
ИМХО, несмотря на все свои недостатки, Цундере подтипа В гораздо симпатичнее, да и на общем фоне покажется оригинальной авторской находкой. Правда, чтоб создать такого персонажа, автору нужно отказаться от идей феминизма. Это, впрочем, не так уж сложно. Феминизм ведь не мешает всяким там ведьмам надираться до полуживотного состояния в трактирах, а потом плясать на столах и устраивать зажигательный стриптиз под какой-нибудь Heavy Metal.
Вообще, идея нескольких характеров в одном персонаже заслуживает внимания. У неё очень большой потенциал. Так, можно придумать персонажей, меняющих характер по собственному желанию. Например, взять тех же эльфов. В разведке они – безжалостные воины, в мирной обстановке – весельчаки и шутники, любители лёгкой выпивки и пения. А на торжественных церемониях эльфы кажутся величественными неземными существами…
Так, что-то я увлёкся. Продолжим.


Будучи в агрессивной ипостаси, Цундере Сью могут вести себя по-разному. В зависимости от этого выделяют формы ЦС:

  1. Ледышка. Мэри-Сью смотрит на своего собеседника как на пустое место. Она холодна и надменна. Часто намеренно не замечает окружающих. Если с ней пытаются заговорить, отделывается односложными репликами.

  2. Фурия. Окружающие – враги. Чуть что не так – пинки, тычки и зуботычины не заставят себя ждать. И да спасут вас небеса, если вы попали под горячую руку такой дамочке. Костей не соберёте. А на вопрос «за что?» в лучшем случае услышите «сам нарвался». А в худшем ещё и добавки получите.

  3. Ехидина. Основное оружие – сарказм. Огрести на орехи от такой героини трудно, но лучше бы она дралась. Прилюдное унижение, жестокие шутки, «весёлые» розыгрыши, вечные подколки и издёвки любого доведут до самоубийства. И читателя тоже, что мы и наблюдаем. Третья форма ЦС – наше всё.

  4. Непредсказуемая. Всё вышеперечисленное. В зависимости от обстоятельств, может издеваться, игнорировать, тиранить или избивать окружающих. Угадать, что на уме у такой дамочки, решительно невозможно. Особенно если ума нет вовсе. Самая ужасная форма.


На этом прервёмся. Общее представление о Цундере Сью вы получили, а своей очереди уже дожидается

АНТИ-СЬЮ


Для многих авторов Мэри-Сью – главное пугало. Как только не изощряются несчастные писатели, чтоб избежать обвинений в мэрисьюизме. В самом деле, что может быть хуже, чем вложить сердце и душу в произведение, а в ответ получать лишь издёвки или негативные отзывы. Но что это вообще за зверь такой – Мэри-Сью? Неудачливый автор лезет в Internet, и в конце концов находит набор признаков Мэри-Сью.
Тэк-с, значит, сьюшка – лучший друг живой природы? Что ж, наделим персонажа губительной аурой, чтоб животные дохли в присутствии главной героини. Оптимизм – зло? Конечно зло, раз сьюшки всегда жизнерадостны. Значит, сделаем нашу героиню нытиком, а ещё она будет страдать депрессиями и паранойей. Не одобряете сверхспособности? Ничего не стоит придумать абсолютно бездарную героиню, инвалидку первой группы, страдающую расстройствами психики. Плохо, когда героиня прекрасна? Да без проблем! У нас она будет похожа на Жанет Рено в изображении Пикассо. Вот так, лёгким движением руки, мы избавили нашу героиню от мэрисьюшности. Верно?
Но что за чёрт? Читатели продолжают обвинять её в мэрисьюизме! А всё потому, что другие персонажи по-прежнему носятся с ней как с писаной торбой, невзирая на висящее на героиней проклятье, на её неспособность справиться даже с самым простым делом, на её отвратную внешность. Мир как вертелся вокруг Мэри-Сью, так и вертится. Ничего не изменилось. Какого хрена? В случае пурпурноволосой красавицы-богини хотя бы понятно, почему вокруг неё все увиваются. А здесь? Это же просто издевательство над миром и над логикой.
Вот так и возникает Анти-Сью, когда автор идёт от противного в тщетной попытке создать прописанного персонажа. В итоге получается антигерой в буквальном смысле этого слова. Да, злодеи часто наделяются какими-либо отклонениями от нормы – шизой, уродствами, тёмной аурой… но не всеми же сразу! В образе даже самого распоследнего мерзавца можно найти положительные черты (как минимум злодеи обладают властью и силой, чётко идут к поставленной цели). У анти-сью ничего этого нет.

Почему же тогда с ней нянчатся? Чаще всего из жалости. Например, несчастная девушка стала такой, спасая одного из героев (а то и всех сразу). Или же она – обиженная судьбою родственница главного героя. Вариантов тут бесчисленное множество. Как бы то ни было, анти-сью защищают, утешают, тянут с собой, потакают всем её прихотям. Для команды она обуза, всем только мешает. Да ещё и ноет постоянно, умоляя бросить её, такое ничтожество, которое никому не нужно.
Это – самый отвратительный, самый тошнотворный вид Мэри-Сью. Для рассказов с рейтингом СД (слезодавилка) анти-сью идеальны. На СИ они появились как реакция на засилье ехидных ведьмочек. Если видите аннотацию вроде «героиня попадает в другой мир. Но она не получает никаких способностей, её ждёт очень тяжёлая судьба, и сумеет ли она хотя бы выжить» - знайте: очень велик риск нарваться на анти-сью. Плеваться в этом случае придётся долго. Если классическую сьюшку ненавидят только за плоскость и штампованность, то анти-сью ненавидят за само её существование. Так и хочется посоветовать героям добить несчастную (чтоб не мучалась), раз уж она сама слёзно об этом просит.
Подливают масло в огонь и любители стёба, которые любят тыкать людей мордами в реальность и спорить, сколько же протянет реальный человек в реальном средневековье. Получаются те же анти-сью, и выглядят они так же тошнотворно. Даже реализм не спасает. Увы.
schreik: от себя добавлю, что в нашем летерадурном сознании часто встречается вариант фальшивой Анти-Сью, когда на первой странице автор патетически восклицает о неэпическом уродстве и тотальной неудачливости ГГ, на второй тет же об этом забывает, а на третьей во всей красе резвится Цундере. И все то, что преподносилось читателю как страшное, кардинально меняет полярность. Все неумения представляются как несомненные достоинства и путь к освобождению от ужасной домостроевской участи - быть прикованной к плите, младенцу и прялке. За одну ногу, вторую ногу и за руку (а на шее - муж-старик-богач).

На этом пока всё. В следующий раз поговорим об авторском фетишизме; о том, можно ли создать Мэри-Сью, от которой бы читателей не тошнило, а также продолжим рассматривать виды МС. Материала по этой теме на tvtropes ещё много, хватит на три-четыре таких статьи. Те же, кому лень ждать перевода, могут прочесть всё в оригинале. Возможно, тогда и в переводе необходимость отпадёт.
schreik: я против, хочу перевода ))



специально для fantasy_proda
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments