Schadlich und Schelmisch Schreik (schreik) wrote in fantasy_proda,
Schadlich und Schelmisch Schreik
schreik
fantasy_proda

Category:

Нестандарт

Еще одна небольшая заметка, на этот раз авторства alite_kingord
Наши в другом мире - 2


В многочисленных разборах книг фэнтези о попадальцах в другой мир (забавный, кстати, неологизм), я заметила, что в плане правдоподобности критики в основном обращают внимание на матчасть, технические моменты. У кого какой меч, кто и как замок штурмует, почему конница со склона атакует отряд копьеносцев... короче обсуждается ВСЕ , кроме... РЕАКЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ САМОГО ПОПАДАЛЬЦА...

А ведь вдумайтесь: 90% таких книг (особенно армадовские) повествуют о ГГ примерно таким образом: живет совершенно неприметный тип на Земле, живет... и неожиданно в результате катаклизЬма, недоразумения или просто крепкой пьянки оказывается в другом, НЕЗНАКОМОМ мире, где работают (во всяком случае по уму должны работать) совершенно другие правила игры... Однако! ГГ почему-то не только не теряется первое время, но наоборот - он спокойно с железным хладнокровием(!) - идет и начинает... спокойно всем хамить, проявлять свою крутизну, всех строить... То есть он не только НЕ удивляется происшедшему с ним, но еще и начинает вести себя так как будто этого и ожидал! Вот спрашивается - это нормальное поведение?

Ведь только представьте на секунду такую ситуевину - вы ложитесь спать, допустим, дома в кровати, а с утречка обнаруживаете себя... на скамеечке в парке за 10 километров от дома? Какова была бы ваша реакция? В первую очередь - это явно шок (а следом мысли-догадки: от подпития до похищения). При всем при этом нормальный человек еще и разволнуется, встревожится и испугается, потому что мало ли что - нездорово это как-то ложиться спать в одном месте, а просыпаться в совершенно другом. А если помимо скамеечки вы вдруг заметите, что по парку разгуливают не люди, а странные зеленые человечки? Или вислоухие друзья-ельфы? И вы бы конечно же спокойно и решительно двинулись бы к ним требовать ответа, что здесь и почему происходит? То есть помимо антуражной достоверности есть еще и психологическая правдивость, и если за первое многие авторов хотя бы стараются бороться (и в принципе я считаю, что в некритических случаях эти баги простительны, т.к. если книга ИНТЕРЕСНА, то на мелочи, понятные только специалистам, читатели обычно забивают), то со вторым - хоть караул кричи. Я уж не говорю о том, что через крутизну попадальца автор зачастую начинает сублимировать свои комплексы... т.е. пресловутый мери-сьюизм пробуждается и начинает цвести буйным цветом.

Понятно, такая избирательность критиков во многом объясняется тем, что длину шпаги, устройство плотины или «нелетающего» дракона можно легко проверить эмпирически-математически и с фактами наперевес наскочить на автора, не хуже той самой конницы со склона А вот заявить, что тут-то герой ведет себя совершенно неестественно, а здесь — вообще неадекватно – это значит ступить на весьма зыбкую почву.
Поклонники творчества любимого аффтара, которые про длину плотины и устройство дракона и пикнуть не смеют (все же с математикой-физикой не поспоришь (разве что заявить банальное и малоубедительное «дык! Енто ж другой мир. И… МАГИЯ!»), тотчас активизируются, и горой встают на защиту в духе: «а что такого? Да! Вот я бы самолично пошел и начал пинать «иномирян», куда они меня засунули, потому что лучшая защита – нападение… И вообще – ну подумаешь в первый раз человек видит битву эльфо-гномов со слонопотамами – мелочи какие – он же Ызбранный» ну и т.д.
(Уж не буду говорить о любимых заявах по типу «сам дурак» или «а ты что написал, чтобы тут права качать?»)
А ведь очевидно, что ни магия, ни избранность не может помочь НЕПОДГОТОВЛЕННОМУ к такому экстриму человеку (т.е. если он не мегаспецназовец какой-нибудь)). Разве что кто-нибудь его околдовал, сняв страхи – но только это специально нужно оговорить. А у обычного среднестатистического человека набор реакций и паттернов в экстремальных ситуациях довольно ограничен. Так что реакция: «— Ого! Эльфыч… Старина! Не подскажешь, что я тут делаю?» не прокатит.
Причем это только один из примеров психологического «бреда», а ведь таких багов и глюков в фэнтэзи-книжках обычно вагон с большой телегой на прицепе. Как, например, воспринимать тот факт, что несчастные эльфы и гномы, которым преспокойно хамит ГГ, вовсе даже не отпинывают его, они вместо этого еще и радоваться начинают этому "ызбранному" хамлу - могут даже королем его сделать или еще куда на высокую должность определить - ну, короче, этакие убогие мазохисты вырисовываются. Нормально ли это? Или еще один любопытственный глючок – когда жители этого мирка (ДО появления ГГ кстати жившие нормально и спокойно) все вдруг дружно сдвигаются на почве главгероя: думают и обсуждают его денно и нощно, абсолютно все - от конюхов до вояк, причем думают о нем обычно крайне эмоционально – пышут то любовью , то ненавистью. На другие темы (типа какого-нибудь пресловутого урожая) местное население обычно забивает. Зато просто плюнуть и забыть мозолящего глаза главгера не может никто…
К слову нужно еще отметить, что в большинстве случаев этот ГГ в своем домашнем мире зачухан и забит. И здесь кстати кроется еще один чудесный баг. Такому автору совершенно невдомек, что характер НЕ может просто так взять и измениться – т.е. человек НЕ может заснуть будучи амбициозным холериком, а проснуться – задумчивым флегматиком).
Хотя в принципе я вполне верю, что такое вот забитое существо, почувствовав слабость эльфо-гномов, может распроясаться и оборзеть до неузнаваемости – известный факт, что маньяки, например, в жизни обычно зачуханы и забиты. Только… красит ли все это главгероя?)) И КАК в свете всех этих багов выглядит фэнтэзийный мирок вместе с его населяжем? Можно ли испытывать уважение к таким неадекватным персонажам-мазохистам?

Причем наряду с неадекватными героями у автора и мир становится картонным и совершенно нежизнеспособным, и реакции предсказуемыми – ведь ясно, что, начав вываливать на читателей свои комплексы (через ГГ, крутеющего и хамеющего в геометрической прогрессии) автор уже не может просто так угомониться и выжимает из несчастного мирка и героев все соки – т.е. изо всех сил начинает тянуть за уши ГГ, стараясь его «понравить» читателям, причем не гнушается никакими методами: надо выставить главзлодеев идиотами? Пожалуйста – бедолаги начинают тупить и тормозить изо всех сил. Надо посадить кого-то в лужу, дабы показать на контрасте с лужей величие главгера? – с удоволсьтвием – второстепенного козла отпущения возят мордой по столу, зато тем самым главгер начинает все выше и выше подниматься в глазах читателей… по мнению автора, конечно)). Хотя автор ой как заблуждается! Факт – далеко не всех читателей (и далеко не сразу) начинает тошнить от такого расчудесного во всех отношениях ГГ , который на фоне тупых уродов и растяп выглядит ох каким красавцОм и ловкачом) Однако при этом - такое отношение к героям – унижение одних и неадекватное надувание других – приводит к тому, что мирок вместе с его жителями начинает напоминать детсад-ясельную группу, куда по ошибке зарулил дядя-десятиклассник и разнес там всех)). Причем напоминать подсознательно – т.е. просто не воспринимается это все всерьез. Так что… свои амбиции автор как бы и удовлетворил, но… ценой интересности-непредсказуемости книги и как следствие – реального ее успеха. Стоит ли оно того – вот в чем вопрос.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments